Публикация: «Мозговой штурм — советы новичку в гос.секторе»

meetingТретья, закрывающая статья мини-цикла о гос. секторе. В предыдущих мы говорили о плюсах и минусах работы в гос.секторе. А сегодня попросим приглашенных экспертов высказать свое мнение. У нас в гостях пятеро экспертов из разных предметных областей (подробнее см. страницу «Об авторах«).

Коллеги, привет! Спасибо, что согласились поучаствовать.

Представьтесь пожалуйста. Расскажите, давно ли вы занимаетесь проектным менеджментом и работаете с гос.сектором?
Вашкаридзе А.В.: Вашкаридзе Антон Владимирович (PMP). Опыт: проектное управление >11 лет, работа с гос. сектором >11 лет. Отрасли гос. сектора: энергетика, связь, ЖКХ, учебные заведения, музеи.
Зуев Д.Е.: Зуев Дмитрий Евгеньевич. Опыт: проектное управление >3 лет, работа с гос. сектором >2 (строительство телекоммуникационных сетей для разных областей гос. сектора)
Литвинов Н.А.: Литвинов Николай Александрович. Опыт: проектное управление >10 лет, работа с гос. сектором > 9 лет. Отрасли гос. сектора: оборонка — проектирование и производство электроники), рыбодобывающая отрасль, легкая промышленность и пищевка, законотворчество и управление (Совфед, Смольный) и регламентация (ГРЧЦ, ГКРЧ), ипотечное кредитование.
Письман Д. М.: Письман Дмитрий Михайлович. . Опыт: проектное управление >6 лет, работа с гос. сектором > 8 лет. Отрасли: образование, медицина, ЖКХ.
Сметанин С.В.: Сметанин Сергей Владимирович (PMP). Project Manager, консультант по управлению проектами. Опыт: проектное управление >9 лет, работа с гос. сектором >8 лет (строительство, машиностроение, консалтинг в части внедрения софта).

Охарактеризуйте собирательного государственного заказчика одним предложением (как бы Вы это сделали для своего коллеги, который едва делает первые шаги в гос. секторе)?
Вашкаридзе А.В.:
Долго запрягает, но быстро едет (особенно в конце календарного года).
Зуев Д.Е.:
Его преследует ощущение «чего-то не додали» т.к. он служивый а Ты – «капиталист, спекулянт» и не запланировано потратить лишние деньги для тебя не проблема.
Литвинов Н.А.:
Предельно инертные, трусливые бездельники, привыкшие не зарабатывать, а только получать и наживаться, не умеющие и не желающие работать.
Письман Д. М.:
Государственный заказчик – это сложная паутина с множеством явных и невидимых нитей, поддерживаемый в рабочем состоянии бюрократической системой, законодательством и группой лидеров с конкурирующими целями и конфликтующими интересами.
Сметанин С.В.:
Госзаказчик в 80% случаев не готов  и не желает принимать и использовать подходы проектного управления по объективным  (в силу исторически сложившихся причин), а более —  субъективным причинам (прозрачность и эффективность не нужна в госсекторе никому – ни руководству, ни исполнителям)

По вашему опыту — какие 3 проблемы свойственны именно проектам гос. сектора?
Вашкаридзе А.В.:

  • отсутствие компетентных людей на стороне Заказчика, которые могут сформулировать задачу и определить цели проекта.
  • крайняя степень формализации при согласовании каких-либо решений по проектам.
  • необходимость  «закрытия» вперед, что генерирует дополнительные риски, связанные с проверками контрольных органов

Зуев Д.Е.:

  • Огромное количество изменений (которые выполняет подрядчик, за свой счет) — ввиду того что в большинстве случаев я не тем человеком который подписывает акты, а последний обязательно найдет рычаги для того, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу
  • Совершенно другой менталитет, система ценностей. Иногда представитель Госзаказчика ведет себя — решения принимаются иррационально (из-за жесткой субординации внутри гос.структур и, порой, отсутствия должных компетенций).
  • Государственная контрольно-ревизионная служба может попытаться аннулировать гос. контракт на любой стадии и мотивированы проверять и находить проблемы). Так что необходимо быть готовым защищать проект даже после его закрытия.

Литвинов Н.А.:
Главная проблема – госзаказчик НИКОГДА не стремится к коммерческой эффективности и ВСЕГДА принимает решения по критериям ПОЛИТИКИ (т.е. – личного интереса и выгоды, кумовства, круговой поруки, выдавливания компетентных специалистов и так далее). Все остальное – следствия (крайняя неприятность руководящего звена госсектора в общении, крайняя непрозрачность всего что можно, армейский подход «мне не нужен чистый плац, мне нужно, чтобы ты задолбался» и так далее). Отдельной группой следствий является множественность противоречивых критериев, выставляемых к работе (см. «эффективность vs политика») и, как следствие, создание 99% проблем из воздуха. Зачастую – специально для отмывания бабла. По моему опыту, человек с нормальной психикой, без гнили, нацеленный на результат и умеющий работать, в госсектор не пойдет никогда, кроме трех случаев: наживиться-навороваться, «пойти в политику» или оказаться в безвыходном положении.

Письман Д. М.:

  • Перед менеджером часто ставят высокоуровневые (политические цели), которые очень трудно превратить в подходящие а цели (реалистичные, измеримые)
  • Размытость ответственности, избегание ответственности
  • Недостаток квалифицированных сотрудников и их перегруженность рутиной

Сметанин С.В.:

  • Функциональная организационная структура («барин – холоп»)
  • Косность и неинновационность  Руководства (старые кадры не желают изучать новые технологии, — часто назначенцы по лояльности и  карьеристы)
  • Отсутствие мотивации большинства гос. сотрудников к результату.

Какую самую большую ошибку Вы совершали в работе с гос. заказчиком?
Вашкаридзе А.В.:
Верил в порядочность заказчика. Надо понимать, что для большинства чиновников важнее всего сохранение своего статуса, поэтому надо всегда исходить из худших ожиданий.
Зуев Д.Е.:
Действительно было много проблем с тем что на совещание протокол может подписать уполномоченный зам начальника а через неделю решение окажется не действительным — начальник скажет: «Я не в курсе а заму выговор».
Литвинов Н.А.:
Пошел работать с гос.заказчиком. Да, там можно поднять денег. Но карму потом не отмоешь.
Письман Д. М.:
«Нарушение ритуала» — попытался ускорить процесс выполнения работы, снизив степень его документированности и упростив процедуры согласования.
Сметанин С.В.:
Настойчивость в предложении немедленного использования инструментов и методов  проектного управления хотя бы в минимальных объёмах  (Заказчик пугается, закрывается и всё оставляет как было).

Что хорошего привнес в вашу карьеру менеджера опыт работы с гос. сектором?

Зуев Д.Е.:
Крайне формализованный документооборот заставил более въедливо читать документы. Удалось научиться принимать решения и выполнять работу в напряженной эмоциональной обстановки. К тому же появилась хорошая практика – теперь у меня в машине всегда есть бутылочка виски и коньяка и я всегда готов поздравить с кого угодно с праздником или с назначением.
Вашкаридзе А.В.:
Гибкость подходов к проблемам, понимание специфики госбюджетирования, улучшил культуру документооборота и делопроизводства, повысил уровень эмоционального интеллекта.
Литвинов Н.А.:
Я совершенно четко осознал, понял и прочувствовал, что помимо нормальных людей, есть еще гос.чиновники, лежащие всем своим поведением и логикой по ту сторону добра и зла. Понял, что в стране целая армия гнилых людей с этикой, даже более отрицательной, чем у бандитских группировок (у тех хоть какая-то честь есть), и они все – там, в госухе. С ужасом увидел, что именно из таких людей состоит управленческий аппарат страны на всех уровнях практически без исключений, и чем выше – тем хуже.
Письман Д. М.:
Гибкости мышления и адаптивность в работе; «бойцовские» навыки при реализации проектов; навыки ведения переговоров, навыки эффективного общения с разными людьми.
Сметанин С.В.:
С точки зрения консалтинга и коучинга: не надо тащить «мёртвого» клиента на себе – надо отказаться без сожаления! Выигрыш: нервы, деньги, время, повышение собственного уровня квалификации и компетенций.

Посоветовали бы Вы начинающему менеджеру проектов идти работать в гос. сектор?
Сметанин С.В.:
Не посоветую. В госсекторе (на сегодня в России)  нет условий, чтобы начать работать по методологии УП. Аналогия: как научитесь плавать в пустом бассейне, тогда и зальём воду.
Зуев Д.Е.:
Я бы не стал советовать – ни за ни против. Но определенно да если есть старший товарищ с опытом работы в данной структуре, готовый поддержать.
Вашкаридзе А.В.:
Все, что связано с госзаказчиками есть и на коммерческих проектах, но в гораздо менее выраженной форме. Поэтому если научился работать с госзаказом, то с остальными будет проще.
Если хочешь стать специалистом в области управления проектами, то без госпроектов это сделать крайне сложно – опыт будет однобоким.
Литвинов Н.А.:
Если хочешь до конца жизни быть гнилым помидором, мыслить, как гнилой помидор, и пилить бабло страны – иди в госсектор. Лично я выбираю нормальный бизнес с нормальной работой «мяч-ворота-гол».
Письман Д. М.:
Я бы переформулировал вопрос: система управления и культура, преобладающая в гос. секторе встречается во многих крупных компаниях. Поэтому главный вопрос состоит в том, какая культура вам близка. Если вы готовы к реализации проектов в «вязкой» среде и иметь за это достойной вознаграждение, то государственный сектор будет вам интересен и позволит получить отличный опыт.  Если вы любите быстрые, направленные на результат, «стройные» проекты, то лучше присматриваться к малому и среднему бизнесу (бывают исключения и в гос. секторе, но скорее это исключения), но следует понимать, что маржа на таких проектах также меньше.
В любом случае – государственный заказчик это прекрасная школа проектного управления.

Видите ли вы лично СВОЕ собственное будущее в работе на гос. заказчиков?
Зуев Д.Е.:
Определенно да! Именно трудности позволяют расти!
Вашкаридзе А.В.:
Определенно да! Куда  же без госпроектов. Они дают компании стабильность и повышают ее статус, а также позволяют поддерживать на достойном уровне отношения с крупнейшими мировыми вендорами
Литвинов Н.А.:
Категорически больше не хочу работать с гос. сектором! Госсектор необратимо портит карму и менталитет, подменяя понятие «работать» понятием «получать», отравляя критерии мышления и принятия решений, создавая ложные иллюзии и программируя на эксплуатацию труда других за счет административной ренты.
Письман Д. М.:
Не исключаю! Большинство крупных ИТ проектов реализуется именно в государственном секторе, а это моя специализация.
Сметанин С.В.:
Не исключаю! Я хочу, чтобы в России появлялись эффективные гос. компании.  Готов к обсуждению, разъяснению, обучению, продвижению и т.п. Время идёт, ситуация в УП меняется в лучшую сторону. Госзаказчики начинают «выправляться» и «подтягиваться». Т.е. надежда на улучшение есть. Но понимаю одну вещь: если клиент имеет “want”, но не имеет  “wish” и “shall”, от него надо отказываться.
Коллеги, спасибо вам большое за участие! Надеюсь, вы поддержать традицию «мозговых штурмов» в бущуем 🙂

Дата публикации: 05.02.2013

Добавить комментарий