Публикация: «Госзаказ – сплошные плюсы»

Крупный проект

Сегодня хотелось бы поделиться субъективными соображениями о работе в гос. секторе.

Ни в коем случае не претендую на абсолютную истинность и полноту. Надеюсь лишь помочь отдельным читателям в повседневной работе и при построении карьеры.

Мой опыт работы с гос. сектором, во многом состоит из негатива. Однако любую критику я привык начинать с конструктивной похвалы. Посему, в первой статье рубрики  расскажу о том хорошем, что, на мой взгляд, есть в гос. проектах. Выскажусь на примере любимой отрасли – ИТ-сферы (разработка и внедрение программного обеспечения, телеком-проекты).

Плюс первый — простой доступ к масштабным проектам

В России большинство крупных ИТ-проектов – гос. заказ. Исключение – немногие отрасли, такие как, например, ритейл, веб (редко встречаются действительно крупные проекты), банкинг (с оговорками) и «вселенная 1-С» (тоже преобладают небольшие проекты).

Расходы одного только департамента информационных технологии г. Москвы за 2012 год составили более 23 млрд. рублей (а ведь это малая толика ИТ-расходов Столицы).

По данным  некоторых экспертов только за август (за 31 день) – сумма трех самых дорогих московских ИТ-контрактов 2012 в сумме превысили 1,5 млрд. А по информации сайта гос.закупок общее количество ИТ-контрактов с бюджетом выше 5 млн., заключенных в этот же период по всей России — перевалило за 7,7 млрд.Гос.проекты в 1-2 млрд. рублей никого серьезно не удивляют, контракты на 300 – 400 млн. — десятками фиксируются на сайте гос. заказа ежемесячно (и это только наиболее подотчетные государству организации – сколько тратит на ИТ Газпром, ОАО РАО ЕЭС, ОАО РЖД и им подобные – неизвестно).

Подавляющее большинство ИТ-проектов инициируется государственными заказчиками. Порой проект, который выполняется суб-суб подрядчиком для субподрядчика «на самом верху» оказывается заказан государством.

Без сомнения, именно в среде гос.заказа ИТ-проекты сейчас имеют самые большие бюджеты и самые большие масштабы. Российский частный сектор с ними просто не сопоставим. Что из этого следует?

Работая с гос.сектором вам проще получить доступ к действительно гигантским проектам (по масштабам и бюджету). В частном секторе, как правило, нужно годами совершенствовать профессионализм, прежде чем единолично встать у руля проекта с внедрением в 20 городах или на 300 предприятиях. А в гос. секторе это обычное дело даже для весьма средних специалистов (крупных проектов много, людей не хватает, требования к сотрудникам часто – мягче).

Плюс второй — работа на все времена

Вы независимы от кризиса. Во времена финансовых потрясений (2008-2011) спрос на реализацию проектов  в гос. секторе просел лишь ненадолго, а затем вырос снова. В то время как коммерческие ИТ-проекты «свернулись» весьма серьезно. Масштабные частные проекты практически исчезли.

Рынок в момент наполнился весьма квалифицированными специалистами, многих из которых «приютили» компании обслуживающие гос. сектор.

Это значит, что работая в гос. секторе Вам с меньшей вероятностью грозит потеря работы, банкротство работодателя – чем Вашим коллегам, чьи заказчики тщательно считают деньги. В чиновничьей среде, правда, есть свои, «политические» риски – но это совершенно отдельный разговор.

Плюс третий — мульти-карьера

Работая с гос. сектором, как эффективный ПМ, Вы, неизбежно, должны выходить «из образа» и вести себя то как эксперт, то как политик, поддерживая интересы заказчика. По моим наблюдениям в самых разных сферах – адекватное поведение менеджера проектов чрезвычайно способствует «привязчивости» чиновника (со временем он, неизбежно, впадает в достаточно сильную зависимость от Вас, как от лояльного и грамотного эксперта, на которого можно положиться). На таких людей в гос. секторе существует сильнейший кадровый голод.

Вас будут вербовать. Рано или поздно – это наверняка произойдет. Вы получите выбор – продолжать карьеру в своей компании, или внутри гос. организации. И если гос. учреждение  привлекательно – порой оказывается, что это едва ли не единственный путь для «простого смертного» устроиться на работу туда.

Однако даже «неинтересные» гос. конторы имеют свои плюсы. Некоторые из них (например, органы исполнительной власти – федеральные и региональные) отвечают за реализацию обширных программ, т.е. по долгу службы активно «контачат» со всеми крупными частными игроками рынка.

Отдельные мои знакомые сделали крайне быструю и эффектную карьеру. За несколько лет они завоевали доверие гос. заказчика и устроились к нему в штат на менеджерские должности. А потом (не продвигаясь внутри гос. компании) – они за следующие 2-3 года проявили себя перед крупными подрядчиками (лидерами рынка) и перешли уже в транснациональные компании на совершенно не рядовые посты. У простых сотрудников (пришедших в эти же фирмы через горнила 6-7 туров собеседований) на подобный рост уходило от десятка лет.

Конечно, важно правильно выбрать гос. компанию и сферу деятельности. Есть среди чиновничьих организаций и откровенно унылые и бесперспективные во всех отношениях. Хорошая новость: действительно унылых и безнадежных гос. контор куда меньше, чем кажется на первый взгляд.

Плюс четвертый — полезные сложности

Большинство сложностей в работе с гос. заказчиком встречаются и в коммерческом секторе. Только в миниатюре.

Двойное планирование, социальная напряженность и другие проблемы, о которых речь пойдет позднее – универсальны. Однако именно в работе с чиновниками умение их преодолевать жизненно важно. Гос. сектор – идеальный полигон для отработки таких навыков, независимо от того, где вы собираетесь работать в дальнейшем. Полученные навыки, возможно, позволят Вам быть на голову выше коллег в ближайшем будущем.

Плюс пятый — знакомства

Гос. сектор пронизывает нашу жизнь как рентгеновские лучи. Российская реальность во многом определяется и создается чиновниками. А чиновники, являющиеся опытными политиками (об этом – позже) умеют долго удерживаться в гос. власти, переходя с места на место и меняя отрасли.

Работая с государством (роль менеджера проектов к этому располагает), Вы получаете возможность завести хорошие связи на самых разных уровнях (от районной поликлиники до председателя совета директоров энергетической компании, депутата, вице-губернатора). И при этом – почти без риска.

Испорченные отношения с чиновниками не грозят системными проблемами на всю оставшуюся жизнь. А если удалось заручиться доверием и, тем паче, уважением – определенные бонусы обеспечены. Причем речь не только о должностном и профессиональном росте (см. «мульти-карьера»), но и о прочих, порой – довольно неожиданных преимуществах.

Заключение

Итого, работа с гос. сектором предлагает вам универсальный опыт (доступ к масштабным проектам), стабильность (работа на все времена), рост (мультикарьера), «прокачку навыков» (полезные сложности) и ценные знакомства (одноименный пункт).

Как я и обещал – это далеко не исчерпывающий и довольно субъективный список. На нем мы сегодня и остановимся, чтобы в следующей статье разобраться с ключевыми минусами реализации проектов в гос. секторе.

Дата публикации: 15.01.2013

Добавить комментарий