Новая рубрика — «гос.проекты»

Гос.секторРабота с органами гос. власти имеет столь выраженную специфику, что некоторые специалисты отдельно выявляют «проектный менеджмент для госсектора». Кто-то даже полагает, что гос. власть и проектный менеджмент не совместимы в принципе. Тем не менее, на этой ниве трудится огромное количество наших коллег-менеджеров.

Мы открываем соответствующую рубрику на нашем сайте, к участию в которой будем активно приглашать и сторонних экспертов. Мы собираемся освещать проблемы и свойства «государственных проектов» с разных сторон – глазами менеджеров проектов и чиновников.

Попробуем разобраться – существуют ли особенности, о которых нужно знать, приступая к проектному управлению «в госе»? О чем стоит знать, начиная свою карьеру и что делать для того, чтобы избежать повального уныния и эффективно проявить себя в гос. проектах? Почему многие менеджеры считают, что в «гос. секторе» принципиально не бывает нормальных проектов?

Первая публикация рубрики – сегодня же. Но, сперва, несколько определений.

Договоримся о терминах

Что такое «гос. сектор» и кто его представляет?

Организация, подчиненная государству и отчасти или полностью финансируемая им.

Другими словами, госзаказчик – это не только, скажем, министерство путей и сообщений РФ, но и руководитель районной больницы, покупающий на государственные деньги ИТ-систему или средний менеджер ОАО «РЖД» или «Газпром», курирующий тот или иной проект.

Для обозначения представителей гос. сектора мы будем широко использовать термины «гос. заказчик» и «чиновник» (как синонимы).

Как опознать чиновника (госзаказчика)?

  • «Несвобода» в трате денег (один из надежных признаков). Органы власти, бюджетные (казенные) учреждения должны, в настоящий момент, пользоваться механизмом «госзаказа» (чтобы купить / заказать работы). А, например, унитарные предприятия, могут расходовать финансы со счетов более свободно, но, поскольку получают изрядную часть бюджета от государства – должны строго отчитываться о потраченном, а также выполнять «назначенные» им целевые программы и прочие проекты.
  • Тотальная подотчетность государству (что было потрачено, какие работы выполнены, какие провалены, какие из поставленных целей не достигнуты и т.п.). Коммерческие предприятия могут выстраивать свою стратегию и планы по собственному усмотрению. Госзаказчи так или иначе согласует (или просто принимает их) от государства.
  • Глава – от государства. Руководители даже самых либеральных гос. предприятий зачастую, назначаются (напрямую или по согласованию) с органами власти (федеральной или местной). Это еще один надежный «симптом» чиновничей по-сути структуры.

О каких гос. проектах мы будем говорить?

Преимущественно о тех, где работата идет напрямую с гос.заказчиками (чинонвниками) или их ближайшими «производными».. Напомню, в наших терминах «чиновник» — это и главный врач больницы, и сотрудник городской администрации.

Не важно, кого представляет менеджер проекта – саму ли гос. организацию, или коммерческую фирму, обслуживающую ее интересы. Важно, что соблюдаются два условия: «проект» + «государственный заказчик».

Дата публикации: 15.01.2013

Добавить комментарий